логотип компании
Юридические услуги:
недвижимость, налоги, судебная защита
Время работы:
Пн.-Пт.: 10—19, Сб. 11—16
Поиск по сайту

Регистрация прав в Росреестре и постановка на кадастровый учет

Регистрация прав в Росреестре и постановка на кадастровый учет Регистрация прав в Росреестре и постановка на кадастровый учет
Регистрация прав в Росреестре и постановка на кадастровый учет Регистрация прав в Росреестре и постановка на кадастровый учет

Государственная регистрация прав и постановка на государственный кадастровый учет осуществляются на основании Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Однако на практике часто бывают сложные случаи, когда для подачи заявления в Росреестр необходимо заранее собрать пакет документов, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы право правообладателя было зарегистрировано, не было приостановок или даже возможного отказа в регистрации.

Также возможны спорные случаи, например, в судебной практике имеется случай, в котором с заявлениями о государственной регистрации права собственности заявителя на земельные участки он обратился в Росреестр.

Правовой экспертизой по делу было установлено, что представленный заявителем в качестве основания государственной регистрации документ в соответствии с действующим законодательством не может подтверждать возникновение права собственности на земельный участок. Государственная регистрация была приостановлена на один месяц, заявителю было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие факт предоставления земельных участков. Однако дополнительные документы представлены не были, и в государственной регистрации права собственности на земельные участки было отказано.

Заявитель обратился в Росреестр с заявлением о продлении срока приостановления государственной регистрации права собственности на земельные участки сроком на три месяца, но получил отказ.

Заявителем был подан иск в суд, но суд в удовлетворении заявления отказал. При этом определением кассационной инстанций решение суда первой инстанции оставлено без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

В соответствии с п. 3 ст. 19 ФЗ государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, то есть приостановление государственной регистрации права в данном случае является правом, а не обязанностью государственного регистратора, т.е. при наличии оснований для отказа в регистрации заявленных прав государственный регистратор может вынести решение об отказе в государственной регистрации, минуя процедуру приостановления.

Также из содержания указанной статьи следует, что приостановление государственной регистрации возможно до внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества либо до момента принятия решения об отказе в государственной регистрации. При этом решение об отказе в государственной регистрации права является окончательным, не может быть отменено иначе как в судебном порядке.

Заявление заявителя о продлении срока приостановления государственной регистрации поступило в Росреестр уже после принятия решения об отказе в государственной регистрации права. Следовательно, решение об отказе в приостановлении государственной регистрации права собственности заявителя на земельные участки приняты Росреестром законно и обоснованно.

Согласно п. 2 ст. 14 основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

  1. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
  2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  3. акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
  4. свидетельства о праве на наследство;
  5. вступившие в законную силу судебные акты;
  6. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  7. межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
    7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    (С 1 января 2035 года Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ пункт 7.1 части 2 статьи 14 признается утратившим силу.);
  8. иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
  9. наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Услуги в Москве и Московской области по загородной недвижимости:

  • регистрация прав в Росреестре;
  • постановка на кадастровый учет.

Поделиться в социальных сетях:

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 августа 2016 г. N 14-07394/16 "О рассмотрении обращения"

<…> В соответствии с частями 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации:

жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет в том числе такие виды объектов капитального строительства, экспертиза проектной документации которых не проводится, как:

объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;

жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

На наш взгляд, не должна осуществляться постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме, как самостоятельных объектов недвижимости (по аналогии с квартирами в многоквартирном доме, комнатами в коммунальных квартирах), за исключением, если такое помещение представляет собой совокупность помещений, составляющих часть жилого дома, отвечающих признакам жилого помещения (дома), как самостоятельного объекта недвижимости, в том числе блок в жилом доме блокированной застройки.

В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:

    не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
    не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;
    имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

СНиП 31-02-2001 распространяются на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.

При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками.

В этой связи, на наш взгляд, если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации), постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве здания с назначением "жилой дом" и наименованием "жилой дом блокированной застройки" или "блок жилого дома блокированной застройки".
<…>
Стоимость услуги для физических лиц
№ п/п Наименование услуги Стоимость (руб.) Дополнительная оплата Примечание
1 Устная консультация
1500 рублей
за 1 час
  Входит в стоимость договора при его дальнейшем заключении
2 Услуги по регистрации и постановке на кадастровый учет От
15 000 руб.
  В зависимости от сложности дела